Из года в год 28 декабря Тверская земля празднует день прославления преподобноисповедника архимандрита Сергия (Сребрянского).
В Воскресенском соборе Твери хранятся святые мощи подвижника. В декабре 2000 года они были обретены в селе Владычня Тверской области, торжественно перенесены в собор и поставлены в левом приделе для всеобщего почитания.
Пример милосердия и твердой веры святого, который помог тысячам людей в годы испытаний, и сейчас укрепляет верующих в терпении и уповании на всегда благой Промысл Божий.
Божественную литургию в день прославления тверского подвижника совершил в Воскресенском соборе Твери митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. Высокопреосвященнейшему владыке сослужили: благочинный I Тверского церковного округа, и.о. настоятеля Вознесенского собора г. Твери протоиерей Павел Сорочинский, настоятель Воскресенского собора г. Твери иеромонах Агапит (Евдокимов), клирик Архиерейского подворья — Успенского храма бывшего Успенского Желтикова мужского монастыря г. Твери архимандрит Сергий (Швырков), старший духовный наставник частного общеобразовательного учреждения «Тверская епархиальная общеобразовательная школа во имя свт. Тихона Задонского», настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Твери протоиерей Леонид Водолазский, древлехранитель Тверской епархии, настоятель церкви в честь Введения во храм Богородицы д. Кравотыни Осташковского района протоиерей Алексий Соловьев, член координационного совета правительства Тверской области по делам казачества, клирик собора протоиерей Михаил Королев, клирик храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» г. Твери иерей Сергий Губский-Борисов, помощник благочинного Бологовского церковного округа, настоятель храма в честь святого апостола Андрея Первозванного в Озерном Бологовского района иерей Иоанн Шульга, руководитель Административного секретариата Тверской епархии, ключарь Спасо-Преображенского кафедрального собора г. Твери иерей Сергий Будков, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов, клирик собора протодиакон Михаил Мельник, диакон Михаил Быков, диакон Николай Кувшинов.
Перед богослужением архипастырь приложился к мощам преподобноисповедника Сергия (Сребрянского).
На Литургии пел мужской хор храма Черниговской иконы Божией Матери д. Санино под управлением регента Троицкого храма в Останкине г. Москвы Виктора Бурлакова.
На богослужении молились главный врач городской клинической больницы № 7 Е.А. Янушевич и руководитель тверского отделения Сбербанка В.В. Виноградов.
После Евангельского чтения митрополит Амвросий обратился к предстоящим людям с проповедью о святой жизни и жертвенном служении преподобноисповедника:
Время гонений стало проверкой для всей Русской Церкви. Верный Богу служитель прошел через ссылки, аресты, подозрения. Его хотели сломить. Но вера, питаемая живым общением со Христом, оказывается сильнее любых цепей. Он молился и утешал даже в глуши, вдалеке от храмов, превращая духовную пустыню в оазис веры. Он показал, что не место нас освящает, а мы освящаем место своей верой. Он прошел через аресты и лагеря, через осмеяние и презрение, через холод, голод и одиночество. Он пережил гонения, и они не отняли у него свободу.
На сугубой ектении были произнесены особые прошения и прочитаны молитвы о воссоздании колокольни Спасо-Преображенского собора, о болящих и о Святой Руси.
Во время Херувимской песни архипастырь помянул о здравии и об упокоении тех, за кого были поданы прошения о поминовении.
После отпуста Литургии митрополит Амвросий совместно с духовенством совершил у раки с мощами преподобноисповедника Сергия славление и прочитал молитву святому.
Глава Тверской митрополии поздравил всех со значимым для Тверской земли днем — памятью прославления преподобного Сергия (Сребрянского), исповедника Тверского, и поблагодарил духовенство, прихожан и гостей за совместные молитвы:
Мы имеем большую честь, радость и благословение в этом храме — мощи святого преподобноисповедника Сергия (Сребрянского). И здесь, у его святых мощей, мне хотелось бы сегодня прочитать те слова, которые он когда-то, будучи полковым священником, во время русско-японской войны сопровождавшим духовно наше российское воинство, писал в своем дневнике, которым потом зачитывались тысячи и тысячи наших соотечественников. Я сегодня утром открыл этот дневник, и мне показалось должным напомнить о том, что мы должны относиться с любовью к жизни церковной и богослужению, ведь когда мы лишаемся возможности их посещать в силу разных обстоятельств, а не по своей собственной воле, мы тогда начинаем ценить то, что прежде не ценили.
«Великая Суббота. Два часа дня 16 апреля 1905 г. Ветер все усиливается — надежда на церковное празднество окончательно уходит. Да и не на одно церковное: кажется, и разговляться придется сухарями. Давно уже послали купить куличей в Харбин, но вот до сих пор посланные не вернулись, а сегодня с чаем мы доели последний кусочек черного хлеба. Все-таки… даже накрасили яиц: солдаты умудрились. Краски, конечно, нет, но они набрали красной китайской бумаги, положили ее в котел, вскипятили, и получилась красная масса, в нее опустили яйца, и вот во всем отряде появилось утешение — красные яйца!
7 часов вечера. Буря продолжается. Везде ожидают: вот-вот привезут “разговенье”, а его все нет и нет. Из 11-й батареи долго провожали меня все офицеры, говорили о красоте нашего богослужения, причем один офицер-магометанин признался, что знает наши церковные напевы, любит их и был даже регентом военного церковного хора. Еще раз пришлось убедиться, какого утешения и духовного наслаждения лишают себя многие русские люди, не посещая служб церковных и не изучая священных наших напевов. Если магометанин любит наше богослужение, то как же должен бы любить его православный христианин!
В 8:30 вечера вернулись мы домой. В душе мучительный вопрос: где же будем прославлять Воскресение Христово? Буря продолжается, а фанза, в которой мы живем, слишком мала. Вдруг у меня блеснула мысль: во дворе нашем стоит довольно большой глиняный сарай с окнами; в нем устроилась теперь наша бригадная канцелярия. Иду туда. Действительно, человек до 100 может поместиться, а для остальных воинов, которые будут стоять на дворе, мы вынем окна, и им все будет слышно и даже отчасти видно, так как в сарае-то свечи не будут тухнуть. Спрашиваю писарей: «А что, если у вас мы устроим пасхальную службу?» — «Очень приятно, батюшка, мы сейчас все уберем и выметем», — отвечают. «Ну вот спасибо! Так начинайте чистить, а я через час приду». Как будто тяжесть какая свалилась с души, когда нашел я это место. Конечно, литургии служить нельзя: слишком грязно и тесно, но мы постараемся облагообразить насколько возможно и хоть светлую заутреню отслужим не в темноте. Работа закипела, а я побежал в свою фанзу: надо ведь устраивать и у себя пасхальный стол для всех нас. Стол, довольно длинный, мне раздобыли; скатертью обычно служат у нас газеты, но нельзя же так оставить и на Пасху; я достал чистую свою простыню и постлал ее на стол. Затем в средине положил черный хлеб, присланный нам из 6-го эскадрона, прилепил к нему восковую свечу — это наша пасха. Рядом положил 10 красных яиц, копченую колбаску, немного ветчины, которую мы сберегли про черный день еще от Мукдена, да поставил бутылку красного вина. Получился такой пасхальный стол, что мои сожители нашли его роскошным. В 10 часов пошел в свою «церковь», там уже все было убрано. Принесли походную церковь, развесили по стенам образа, на столе поставили полковую икону, везде налепили свечей, даже на балках, а на дворе повесили китайские бумажные фонари, пол застелили циновками, и вышло довольно уютно. К 12-ти часам ночи наша убогая церковь и двор наполнились Богомольцами всего отряда. Солдаты были все в полной боевой амуниции на всякий случай: война! Я облачился, роздал генералу, господам офицерам и многим солдатам свечи, в руки взял сделанный из доски трехсвещник, и наша сарай-церковка засветилась множеством огней. Вынули окна, и чудное пение пасхальных песней понеслось из наших уст. Каждение я совершал не только в церкви, но выходил и на двор, обходил всех воинов, возглашая: «Христос Воскресе!» Невообразимо чудно все пропели: «Воскресение Христово видевше…» Правда, утешения религии так сильны, что заставляют забывать обстановку и положение, в которых находишься. С каким чувством все мы христосовались! Окончилась заутреня, убрали мы свою церковь, иду в фанзу. Вошел, взглянул на стол и глазам своим не верю: стоят два кулича, сырная пасха, красная писанка, сахарные яйца. Господи, да откуда же это взялось? Оказалось, во время заутрени приехал из Харбина наш офицер Гуров и привез мне из Орла посылку, в которой и находились все эти блага, а сырную пасху он купил в Харбине»
В праздничный день глава Тверской митрополии поздравил клириков Тверской епархии, окончивших магистратуру Санкт-Петербургской духовной академии с защитой магистерских диссертаций и вручил им личные подарки: протоиерею Алексию Соловьеву был подарен наперсный крест с украшениями, иерею Сергию Губскому-Борисову и иерею Иоанну Шульге памятные наперсные кресты золотого цвета.
После митрополит Амвросий сугубо поприветствовал секретаря епархиального совета, председателя канонической епархиальной комиссии, руководителя миссионерского епархиального отдела, благочинного 3го Тверского церковного округа протоиерея Дмитрия Курдюкова, поблагодарил его за пастырское усердие и подарил наперсный крест с украшениями, а также вручил епархиальные награды:
- Во внимание к усердному пастырскому служению и трудам на благо Тверской епархии Русской Православной Церкви, иерей Иоанн Шульга – настоятель храма апостола Андрея Первозванного п. Озерный Бологовского благочиния, награжден медалью священномученика Фаддея, архиепископа Тверского III степени;
- Во внимание к трудам на благо Тверской епархии и в связи с 65-летием со дня рождения, Евгений Антонович Янушевич – главный врач городской клинической больницы №7, награжден медалью священномученика Фаддея, архиепископа Тверского II степени;
- Во внимание к трудам на благо Тверской епархии, архиерейские благословенные грамоты преподаны членам Тверского общества милосердия имени св. Сергия (Сребрянского) : Татьяне Аркадьевне Никулиной; Галине Егоровне Бобровой.
По окончании богослужения архипастырь поздравил Общество милосердия в честь Сергия Сребрянского поздравил его участников с 3-летием образования.
***
Преподобноисповедник Сергий (Митрофан Васильевич Сребрянский) родился 1 августа 1870 года в Воронежской губернии в семье священника. Был духовным наставником Марфо-Мариинской обители в Москве (с 1908 года). Перенёс ссылки и тюрьмы, в 1925 году поселился в селе Владычня Тверской области. Среди окружающих он был известен как молитвенник и человек святой жизни. Люди обращались к нему за помощью и, по своей вере и молитвам праведника, получали исцеления. Несмотря на пережитые узы и тяжёлое время гонений, отец Сергий продолжал подвизаться как духовник и проповедник. Скончался он 23 марта 1948 года. Причислен к лику святых на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 13–16 августа 2000 года. 11 декабря 2000 года недалеко от Владычни были обретены мощи подвижника, которые ныне пребывают в Воскресенском соборе Твери.
Пресс-служба Тверской епархии