Перейти к содержимому

Митрополит Амвросий совершил праздничное бдение накануне дня Введения во храм Богородицы в кафедральном соборе Твери

С праздника Введения Богородицы во храм начинается череда двунадесятых праздников, отмечаемых Православной Церковью в зимний период. На утрене впервые звучат ирмосы «Христос Рождается», приготавливая присутствующих за богослужением к тишине Вифлеемской ночи и встрече Спасителя в день его Рождества.

Жизни Богородицы посвящено множество страниц в богослужебных книгах и совсем немного евангельских текстов, но именно Ее история избрана первой в ожидании Рождества Христова. «Странно водворяешися в неходимых Богу предуготоватися в жилище Слову» — обитель Бога входит в Дом Божий, чтобы приготовиться к тому, чтобы стать домом Живого Слова.

Накануне праздника митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил всенощное бдение в Воскресенском соборе Твери в сослужении соборного духовенства. 

Во время богослужения архипастырь помянул о здравии и об упокоении тех, о ком были поданы записки на сайте Тверской епархии. На вечерне была совершена лития с благословением хлеба, пшеницы, вина и елея. 

После полиелея митрополит Амвросий прочитал воскресный и праздничный канон. По 6-й песни канона архиерей и хор духовенства пропели кондак праздника. 

По окончании богослужения архипастырь поздравил духовенство, прихожан и гостей с наступающим двунадесятым праздником Церкви — Введением во храм Пресвятой Девы Марии и обратился ним со словом:

Совсем недавно, как кажется, мы отмечали день Рождества Богородицы и вспоминали вновь и вновь о том, каким подарком Пресвятая Дева стала для родителей, ведь они практически всю свою земную жизнь ожидали этого великого дара от Бога, и долго печалилась оттого, что у них не было детей, и, конечно же, молились о том, чтобы Господь призрел на них и подал им по их упованию. Они всю жизнь просили у Бога ребенка, и в этой просьбе они дали обет. Они пообещали Богу, что если у них родится ребенок, то они посвятят его Ему. 

Со дня Рождества прошло три года, и надлежало этот обет исполнить. Праведные Иоаким и Анна привели в храм свою маленькую Отроковицу, Которую там встретил отец Иоанна Крестителя первосвященник Захария. Это первый урок, который мы должны усвоить из сегодняшнего праздника. Если мы что-то обещаем Богу, как бы нам ни было трудно, как бы ни казалось невозможным осуществить этот обет, его всё равно уже невозможно исполнить. Можно только представить себе, в каком состоянии были эти родители, как разрывалось их сердце оттого, что они отдавали в храм из дома своего практически еще младенца, трехлетнюю Марию. Но они были верны Богу, и поэтому их слово было «да» — «да». Мы нередко тоже в каких-то трудных или чрезвычайных обстоятельствах в порыве эмоций, сердца своего даем Ему какие-то обещания, а потом, когда проблемы отходят, мы почему-то об этом забываем или сами себе говорим: «Да потом, может быть, когда-нибудь и исполню. А если даже и не исполню, то ничего страшного. Зачем это нужно Богу? И так хорошо». Вот эта мера верности своему обещанию есть мера веры. И там, где начинается хотя бы маленькая трещинка, затем возникает раскол в сердце, в мыслях, и человек становится вместо цельного двоедушным, двоемысленным. Он сам не замечает того, как, обманывая Бога, на самом деле больше всего обманывает самого себя, а затем вновь и вновь печалится от плодов своей лжи, невыполненного обещания, неисполненного обета.

Будущая Матерь Божия младенцем приводится в храм для того, чтобы именно там, в этом святом месте, Она была приготовлена к принятию в утробу Свою Сына Божиего, жила бы в молитве, благоговении, в чистоте, окруженная девственницами и благочестивыми людьми. И это второй урок из нынешнего праздника. Храм для нас, верующих людей, — это прежде всего то место, в котором в нашей жизни плетется ткань нашего спасения. Конечно, мы и в миру должны оставаться верующими людьми, должно и творить добро, и благотворительностью заниматься, и помогать друг другу, должно делать всё то, к чему нас призывает Евангелие. Но этого недостаточно, ведь человек нуждается прежде всего в освящении. И если мы будем только творить добрые дела, исключительно заниматься социальной работой или помощью кому-то — хотя это тоже хорошо и благословенно — тогда мы ничем не будем отличаться от протестантов, тогда наша жизнь не будет исполнена освящения Святым Духом, которое происходит в Таинствах Церкви, в Таинстве Исповеди, конечно же, Святого Причащения и иных возможностях, данных человеку Богом, пришедшим в этот мир, распятым за нас и воскресшим, дабы и нас воскресить с Собой. Но чтобы мы могли совоскреснуть с Господом нашим Иисусом Христом, нам необходимо быть привитыми к Нему, а это привитие к Нему совершается в пространстве Церкви, в пространстве храма, где начинается наша жизнь как верующих людей в Таинстве Крещения, где она проходит, если мы действительно, по-настоящему христиане, где она должна быть и закончена. И последнее надгробное рыдание, творяще песнь, должно происходить именно под сводами храма, в том месте, где проходит подлинная жизнь человека, доверившего себя Богу.

Вот такие уроки, дорогие братья и сестры, мы сегодня можем вынести из праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. А еще сегодня Церковь впервые в этом году запела песнопение, которое настраивает нас на встречу спасительного, радостного и невероятно красивого, светлого и любимого многими людьми праздника Рождества Христова. «Христос рождается, славите, Христос с небес, встречайте», — запела сегодня Святая Церковь, напоминая нам о том, что с Введения во храм Пресвятой Богородицы начинается тот Ее земной путь, который и приведет к тому, что Она станет Матерью Бога Слова, Вместилищем Невместимого и подарит нам Того, Кто придет в эту земную жизнь, в нашу юдоль плача, для того, чтобы избавить нас от этого плача и вернуть в то Отечества, от которого грехом человек отпал. С праздником всех вас, дорогие братья и сестры.

Справочная информация

За всенощным бдением митрополиту Амвросию сослужили: иеромонах Агапит (Евдокимов), архимандрит Сергий (Швырков), протоиерей Михаил Королёв, священник Роман Альгашов, священник Сергий Будков, священник Антоний Пласичук, священник Сергий Дроздов, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов, диакон Михаил Быков, диакон Николай Кувшинов, иеродиакон Антоний (Шкурметов), диакон Александр Яворский.

За богослужениями пел смешанный соборный хор под управлением игумена Иова (Тараканова). 

***

По сохраненным преданиям, событие это совершилось следующим образом. Родители Девы Марии праведные Иоаким и Анна, молясь о разрешении неплодства, дали обет, если родится дитя, посвятить его на служение Богу. По рождении Своем Пречистая Богоотроковица Мария до трех лет жила в Назаретском доме Своих родителей. Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, святые родители решили выполнить свое обещание. Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением священных песнопений, с зажженными свечами в руках привели Ее в Иерусалимский храм. Там встретил Отроковицу первосвященник со множеством священнослужителей. В храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней. Младенец Мария, казалось, не могла бы Сама взойти по этой лестнице. Но как только Ее поставили на первую ступень, укрепляемая силой Божией, Она быстро преодолела остальные ступени. Затем первосвященник, по внушению свыше, ввел Пресвятую Деву во Святое святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью. Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию. В воспоминание Введения Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм Святая Церковь с древних времен установила торжественное празднество.

Пресс-служба Тверской епархии

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
61680165
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x