Престольный праздник в Спасо-Преображенском кафедральном соборе г. Твери

19 августа — Преображение Господне — двунадесятый праздник, установленный в память Преображения Господа нашего Иисуса Христа перед Его учениками на горе Фавор. О нем рассказывается в трех Евангелиях: от Матфея (17:1-6), Марка (9:1-8), Луки (9:28-36).

19 августа, в Престольный (храмовый) праздник в Спасо-Преображенском кафедральном соборе на Соборной площади г. Твери митрополит Тверской и Кашинский Савва совершил Божественную литургию. Ему сослужили благочинный I-го Тверского округа, секретарь Архиерейского совета, и.о. настоятеля Архиерейского подворья Вознесенского собора г. Твери протоиерей Павел Сорочинский и ключарь собора, секретарь Епархиального совета, настоятель Воскресенского кафедрального собора г. Твери протоиерей Димитрий Кунченко.

Владыка помянул имена из записок, которые были присланы ему подписчиками в социальных сетях, после сугубой ектеньи вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.

Митрополит Савва обратился к собравшимся в храме с проповедью, в которой сказал, что сегодня не просто особенный день. Этот день является центром годового круга для нашего кафедрального Спасо-Преображенского собора. Сейчас, быть может, он не так еще хорошо украшен, но былому благолепию предстоит возобновиться.

Что же означало такое именование? Почему святой великий князь Михаил построил собор во имя этого великого двунадесятого праздника – Преображения Господня? Мы можем, наверное, только догадываться. Но, скорее всего, благоверный князь Михаил вместе со своими подопечными, верными чадами Русской Православной Церкви, хотел придать значимость пути преображения, совершенства собственных душ и душ тех людей, которые будут жить после их блаженной кончины, что мы с вами и ныне отчасти переживаем и к чему стремимся.

Преображение Господне – это не только событие, которое свершилось некогда на Фаворской горе, но это призыв к тому, чтобы быть светлыми, преображенными. Для нас эта блестящая и белая, как снег, одежда является символом очищения нашей души. Мы все призваны к этому особому состоянию духа и тела.

Как мы знаем Преображение Христа Спасителя совершилось в присутствии двух пророков, один из них был законодателем, а другой – ревнитель Закона, это Моисей и Илия. Рядом были и трое учеников Христа, которые также стали свидетелями этого события. Сам Господь наш Иисус Христос в этот день просиял особенно. Что же означало тогда Преображение Господне? Для учеников оно означало следующее: те труды, которые подъял на Себя Господь Бог, были не тщетны, поскольку приближалось время распятия Иисуса Христа. Именно Преображение Христа Спасителя было своеобразным упованием, стержнем, опорой, надеждой для учеников Христовых, дабы они, в состоянии страха иудейского, не потеряли веру и не забыли то, чему учил их Божественный Учитель — Господь.

Это событие вспоминается Успенским постом, следуя зову нашего сердца, желая того же утверждения в вере, как некогда того желали святые апостолы.

— В этот день престольного торжества, — сказал владыка, — прошу ваших сугубых молитв о восстановлении былых славы и величия нашего кафедрального Спасо-Преображенского собора. Чтобы мы не посрамляли имя благоверного князя Михаила Тверского, который с надеждой закладывал этот собор в свое время и радовался тому, что он наполняется людьми, что здесь возносятся молитвы. Думаю, ныне, стоя пред престолом Божиим, святой князь лицезреет как этот, некогда разрушенный, собор воссоздается и наполняется молитвенным пением.

По традиции в этот день по заамвонной молитве владыка освятил  плоды нового урожая, принесенные в храм богомольцами.

***

Спасо-Преображенский кафедральный собор г. Твери – духовная святыня Верхневолжской земли – был построен в 1290 году при святом князе-страстотерпце Михаиле Тверском. Взорван в 1935 году. Воссоздается нынешним поколением верующих.

В восстанавливаемом «Спасе Златоглавом» — Спасо-Преображенском кафедральном соборе г. Твери начались регулярные службы. По субботам в 10.00 в нем совершают литургию священники Воскресенского кафедрального собора.

***

Величие Преображения Господня выражено чудесным созерцанием учениками Божества Христова, просиявшего через завесу Плоти Его. В свете Фавора перед нами открывается одновременно и все домостроительство Божие о спасении мира, что и отобразили весьма ясно в своих творениях святые песнословцы, составители стихир и канонов на день Преображения. «Соединив в Себе Божество и человечество неслиянно. Ты показал нам на Фаворе угль Божества… и тем изумил Моисея с Илиею и верховных из апостолов». Цвет богослужебных одежд в этот праздник — белый, символизирующий Божественный нетварный свет.

В русской народной традиции Преображение называется Вторым или Яблочным Спасом, т.к. его справляют одновременно с поспеванием яблок. На Руси специально к этому дню яблоки везли целыми возами, и каждый более или менее зажиточный человек считал своим долгом раздать плоды бедным и больным. В этот день в конце праздничной Литургии совершается освящение  яблок и других овощей и фруктов — начатков нового урожая. В православной традиции в праздник Преображения принято освящать виноград. В тех местах, где он не растет, в храмах освящают яблоки. Этот обычай — священный и знаменательный. Первые плоды нового урожая приносили к алтарю и в Ветхом Завете, по Закону Моисееву. Приношением и благословением плодов и колосьев церковь внушает прихожанам, что все — от человека до растения — должно быть посвящено Богу, как собственность Божия и на употребление ее призывается благословение Божие.

Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Тверской епархии

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments