Перейти к содержимому

Накануне дня Изнесения Древ Креста Господня совершено праздничное бдение

Как известно, в православной традиции поклонение Кресту совершается на праздник Воздвижения Креста Господня, на Крестопоклонной неделе и 1 (14) августа — на праздник Происхождения Честных Древ.

Поклонение Кресту в праздник Воздвижения установлено как продолжение празднования освящения («обновления») храма Воскресения Христова в Иерусалиме 13-го (по современному календарю: 26-го) сентября: в IV–VI веках день освящения этого храма был в Иерусалиме одним из трех главных праздников года; в город стекалось множество паломников. 14 сентября — т. е. на следующий день после торжественной службы 13 сентября — для них из сокровищницы храма износили главные реликвии — и прежде всего, часть древа Креста Господня (можно отметить, что само обретение Креста состоялось совсем в другой день: 6 марта, эта память доныне сохраняется в церковном календаре).

Если осеннее — воздвиженское — поклонение Кресту связано с реликвией в Иерусалиме, то весеннее — с реликвией в Константинополе. Уже равноап. Елена передала в Константинополь большой фрагмент Древа Креста; позднее, при императоре Юстине I-м или II-м, в город было принесено подножие Креста Господня, ранее находившееся в Апамее. Эти события были приурочены к марту месяцу (ср. дату обретения Креста 6 марта), то есть на период Великого поста. Ради того, чтобы не нарушать строгость поста празднованием, воспоминание этих событий было установлено на воскресенье — Крестопоклонную неделю, когда реликвия выносилась из сокровищницы в храм. Из-за множества желавших подойти ко Кресту, реликвия находилась затем в храме на протяжении еще нескольких дней.

Установление же поклонение Кресту в августе, по всей видимости, связано с событиями, произошедшими в царствование императора Ираклия, когда сначала, в 614 году,  войска персидского царя Хосрова II захватили и разграбили Иерусалим и унесли с собой, среди прочего, Древо Креста, а затем, после успехов византийской армии и свержения Хосрова в 628 году, Ираклий добился мира с Персией на своих условиях и вернул Честное Древо. 21 марта 630 года реликвия была доставлена в Иерусалим. В Краткой истории свт. Никифора Константинопольского это описано так: Ираклий, «взяв животворное древо, запечатанное — таким оно и было захвачено и таким сохранилось, — отправил его в Иерусалим, и показал его Модесту архиерею и его клиру. Когда же они увидели, что печати не повреждены, то за то, что они не повреждены и сохранились невредимыми в оскверняющих и нечестивых варварских руках, возблагодарили Бога благодарственным гимном. И иерарх принес ключи [от ковчега], которые у него оставались, и когда отворил его, все преклонились. И после того как оно было здесь воздвигнуто, император сразу же отослал его в Византий (т. е. в Константинополь). Сергий же, византийский патриарх, принял его и затем из Влахерн с торжественным шествием перенес в великую церковь [Св. Софии]».  В одной из рукописей к этому рассказу прибавлено: «и с тех пор и доныне обходят [весь] город в месяце августе, [в воспоминание об этом], а также для спокойствия от [нашествий] варваров, поскольку город охраняет сила на нем (т. е. Кресте) Распятого».

В церемониале византийского двора, созданном императором Константином Багрянородным, описано, как именно обходили город с Древом Креста. Реликвия хранилась в сокровищнице императорского дворца: в воскресенье перед 1 августа ее выносили для поклонения сначала в самом дворце, для царской семьи; затем переносили в другое место, где ей поклонялись члены синклита; потом — в другой дворец; и так далее. С 28 июля начинали обходить уже и весь город, включая его стены; 13 августа реликвия возвращалась на свое место. Для украшения этих церемоний византийцами было написано несколько гимнографических канонов — в современной Минее содержится лишь один из них; остальные известны по рукописям.

Долгое время церемонии, связанные с изнесением («происхождением») реликвий Креста из дворцовой сокровищницы и обхождением всего города по понятным причинам оставались сугубо константинопольской традицией, не привязанной, к тому же, к конкретной дате, поскольку эти церемонии были растянуты на много дней. Поэтому в древнейших Минеях собственно дата 1 августа обычно посвящена памяти мучеников Маккавеев и часто не содержит песнопений Кресту. Со временем, впрочем, эта традиция превратилась в ныне существующий праздник — это, видимо, связано как с падением Константинополя в 1204 году, когда старая церемония поклонения Кресту уже не могла сохранять прямую связь непосредственно с городом, — так и с формированием после XI века чина малого освящения воды.

Помимо памятей мучеников Маккавеев и Происхождения Честных Древ, русские Минеи под 1 августа содержат службу Всемилостивому Спасу и Пречистой Его Матери. Появление этой службы связано с эпохой императоров Иоанна II и Мануила Комнинов и новыми константинопольскими традициями, возникшими в ту эпоху; на Русь она попала, как принято считать, при благоверном князе Андрее Боголюбском.

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
61680165
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x