Перейти к содержимому

Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия

В Неделю первую Великого поста Православная Церковь совершает празднество в честь Торжества Православия — победы иконопочитания над иконоборчеством. Этот праздник установлен при иконопочитателях Патриархе Мефодии и царице Феодоре 11 марта 843 года. Иконоборчество началось в VIII веке. Более 100 лет иконы подвергались гонению. Праздник «Торжество Православия» стал символом окончательной победы иконопочитания, которая являет собой победу Православия в целом.

5  марта, в Неделю первую Великого поста, Торжество Православия, по благословению митрополита Тверского и Кашинского Амвросия в Воскресенском кафедральном соборе Твери Литургию святителя Василия Великого возглавил архимандрит Сергий (Швырков) в сослужении духовенства собора. Диаконский чин возглавил диакон Иоанн Зорин.

Накануне вечером в соборе было совершено всенощное бдение.

За Литургией в этот воскресный день читался Евангельский текст о встрече Иисуса Христа с апостолом Варфоломеем. Это повествование о Всемогущем и Всеведущем Сыне Божием и человеке без лукавства, открытом к принятию Слова истины. 

Торжество Православия — это победа Бога над нами, которая рождается через борьбу. Чтобы Бог победил, мы должны позволить Ему одержать эту победу. Победу над нашими страхами, над нашим добровольным рабством страстям, над нашей горделивой самонадеянностью, над нашим ощущением собственной правоты, над нашей черствостью и насмешливым неверием. Победа Христова — это дарование нам свободы, освобождения от рабства, в котором мы добровольно себя держим, не зная лучшей участи.

На сугубой ектении были произнесены прошения об Отечестве и восстановлении мира. Также возносились молитвы о здоровье архипастыря и чтобы Господь даровал ему скорейшее выздоровление. После архимандрит Сергий прочитал молитву о мире. 

По запричастном стихе, во время причащения духовенства, проповедь о смысле праздника Торжества Православия произнес диакон Николай Кувшинов. 

После Литургии было совершено Последование Недели Православия. Во время чина Торжества Православия посередине храма на аналое лежали украшенные живыми цветами иконы Спасителя и Богоматери. Священнослужители совершили молебное пение перед иконами, испросив у Бога утверждения в вере православных христиан и обращения на путь истины всех отступивших от Церкви. Диаконы возгласили исповедание веры, были пропеты «Вечная память» всем скончавшимся защитникам православной веры и «Многая лета» живущим. 

Многолетия были провозглашены Предстоятелю Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, а также Предстоятелям Поместных Православных Церквей, Святейшим и Блаженнейшим Патриархам. Чин завершился хвалебной песнью святителя Амвросия Медиоланского об исповедании Бога Троицы, о прославлении Его ангельским миром «Тебе, Бога, хвалим».

В завершение богослужения отец Сергий поздравил прихожан собора с первым воскресеньем Великого поста.

Справочная информация:

Богослужебные песнопения исполнял смешанный хор под управлением Татьяны Дмитришиной.

***

Со времени появления первых икон (II–III века) их связывали с идолопоклонством и богословским искажением. Защитники иконопочитания появились ранее кризиса иконоборчества, к их трудам поэтому и обращались святые апологеты иконопочитателей. Одним из величайших православных апологетов иконопочитателей иконоборческой эпохи был преподобный Иоанна Дамаскин, написавший три «Защитительных слова против порицающих святые иконы» в 730 году после сурового эдикта Льва III. Важнейшим защитительным аргументом он выдвигал воплощение Сына Божия, полностью и невозвратно изменившее взаимоотношения между Богом и сотворенным Им человеком. По словам святого Иоанна, воплотившийся Бог ранее никак не мог быть изображен, поскольку Он бестелесен и бесформен, ныне, по воплощении и жизни среди людей, можно изображать видимую Его сторону. Поэтому в соответствии с Никео-Цареградским Символом — «Бога истинна от Бога истинна» — Боговоплощение делает возможным изображение Бога и исключает тем самым идолопоклонство в отношении Его образа.

Обоснование иконопочитанию святой Иоанн нашел в трудах святителя Василия Великого (329–379 годы): «…честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется Ипостаси изображенного на ней», что зафиксировано Седьмым Вселенским Собором.

Пресс-служба Тверской епархии

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
61680165
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x