Перейти к содержимому

Неделя 2-я Великого поста, свт. Григория Паламы

Во вторую Неделю Великого поста Церковь совершает память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. В этот день Церковь говорит о тайне света, к которому христиане должны приобщиться, чтобы увидеть Воскресение Христово. Святитель Григорий учил о том, что свет Преображения есть свет нетварный, несотворенный. Это учение напоминало о слове Писания, что Бог есть Свет, и, исповедуя Бога Отца и Бога Сына, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, мы веруем, что Богом Светом сотворен другой — тварный свет.

11 марта, накануне Недели второй Великого поста, святителя Григория Паламы, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил всенощное бдение в Воскресенском соборе Твери. 

12 марта, в Неделю вторую Великого поста, святителя Григория Паламы, митрополит Амвросий совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Воскресенском соборе Твери. Архипастырю сослужили благочинный I Тверского церковного округа протоиерей Павел Сорочинский, благочинный II Тверского церковного округа протоиерей Вадим Желябовский, соборное духовенство.

За Литургией пел соборный хор под руководством Татьяны Дмитришиной. Несколько песнопений под руководством Александра Москолюка исполнили студенты Московской духовной академии, прибывшие в Тверскую епархию для прохождения миссионерской практики.

На сугубой ектении были вознесены прошения об Отечестве и  восстановлении мира, о труждающихся на благо Тверской земли. Архипастырь прочитал молитву о восстановлении мира и о помощи Божией в продолжении воссоздания Спасо-Преображенского собора г. Твери.

Вынимая частицы из просфор во время пения Херувимской песни, митрополит Амвросий вознёс молитву о мире, о гонимых архиереях, священнослужителях, монашествующих и мирянах Украинской Православной Церкви, о братии Киево-Печерской лавры, а также о здравии и об упокоении тех, о ком были поданы записки на сайте Тверской епархии. 

По запричастном стихе клирик собора священник Максим Луканов произнес проповедь о молитве. 

Митрополит Амвросий поздравил всех с Неделей второй Великого поста, поблагодарил за молитву, приветствовал группу практикантов из Московской духовной академии:

Великий пост дает много плодов, которые способны получить добросовестные христиане. Еще недавно мы только вступили на это спасительное поприще, осталась неделя, и уже будет середина Великого поста — Неделя Крестопоклонная. В одной из проповедей я говорил, что мы не должны спешить жить, когда дело касается наших земных устремлений и суеты, однако нам надо спешить делать добро: проявлять милость к окружающим людям, а самое главное — изменять самих себя, и тогда всё изменится в нашей жизни, в наших отношениях с Богом, с другими людьми. Вот здесь мы ни в коем случае не должны останавливаться, и здесь мы призваны торопиться, потому что время скоротечно. 

Я сердечно благодарю вас всех за молитвы, и пусть еще одним маленьким уроком на предстоящую седмицу станет размышление над скоротечностью нашей жизни, о быстроте времени и о той перемене, которая бывает совершенно неожиданной на нашем жизненном пути, и о Том, Кто никогда не подвержен ни тени какой-то перемены, — о Творце мира, о Том, Кто нас создал, и о Том, Кто нас ожидает в Своем Небесном Отечестве.

Хотел бы сегодня приветствовать студентов Московской духовной академии, которые приехали в Тверь для прохождения практики в школах нашего города. Это уже пятая группа из моей родной Духовной академии, из сердца Русского Православия — Лавры преподобного Сергия. Будущее духовенство нашей Церкви — молодые люди, конечно, получат в эти дни для себя неоценимый опыт. И одновременно, верю, доставят немалую пользу тем, с кем им предстоит встретиться. 

Нам нужно сегодня находить точки соприкосновения с теми людьми, которые, к сожалению, в силу разных обстоятельств не решаются найти самостоятельно свою дорогу к Богу. Необходимо сеять Слово Божие не только в пространстве Церкви, не только в тепличных условиях, но и в иной среде, где не всегда комфортно, где наше слово не всегда могут встретить доброжелательно, но где Господь призывает нас свидетельствовать о Нём, и тем самым проповедовать Слово Божие. И только таким образом, особенно теперь, те, кто призван к этому, священнослужители, и нынешние, и будущие, могут обрести на своем пути спасение. 

Знаю, как много пользы доставили прежде побывавшие студенты. Я сам, особенно в последнее время, встречаюсь с учениками наших школ, и они рассказывают о своих впечатлениях. Желаю, чтобы и ваша миссия была благословенной  и успешной. Чтобы Господь дал силы, разум, смекалку и находчивость вовремя отвечать на непростые и подчас очень глубокие вопросы, на которые, конечно, не у всех нас есть ответы. Мы не последняя инстанция, потому что последняя инстанция — Сам Господь.

После богослужения студенты пообщались за трапезой в храме Владимирской иконы Божией Матери с тверским архиереем, задали митрополиту Амвросию вопросы о миссионерской практике и о деталях предстоящей работы. Владыка напутствовал студентов и рассказал об опыте предыдущих студенческих практик во вверенной ему епархии. 

Справочная информация:

*** 

С именем святого Григория Паламы связано исихастское учение. На Святой Горе в 1340–1341 годах собор афонских игуменов и монахов подписал его «Святогорский томос», в котором сформулированы основные положения православного учения о богопознании: Господь открывает Себя духовно; может быть истинно видим посредством Своих энергий; Царство Божие в Церкви существует в предвкушении, в сравнении с откровением Христа о Себе ветхозаветным пророкам и праведникам. Новозаветные люди знают и говорят о Втором Пришествии Христа, являя тайну спасения через Крещение. Софийский Собор 1341 года признал томос святителя Григория официальным учением Церкви. Учение святителя Григория основано на различении божественных сущности и энергий. Посредством энергий Бога мы имеем знание о Нём. Вне родства с Богом человек мертв. Связь молитвы с телом есть неотъемлемая составляющая сотворенного человека, этим объясняются и дыхание, и поклоны, и прочие действия в молитве. Природа человека нуждается в Причастии Бога. Молитва (Иисусова) есть неотъемлемая часть христианского вероучения, концентрирующая человека на богообщении.

Собор 1351 года сформулировал ответы богословского учения Церкви, касающиеся вопросов духовности, благодати и обожения. Была обоснована реальность возможного причастия человека Божеству через действия или энергии Божии, основанного на учении о двух энергиях Христа — Божественной и человеческой, нетварной и тварной. Фаворский свет есть нетварная Божественная энергия, свет преображения или будущего века.

Пресс-служба Тверской епархии

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
61680165
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x