Перейти к содержимому

14 сентября 2020 г. Божественная Литургия в соборе «Белая Троица»

14 сентября — Начало инди́кта – День церковного новолетия — начало нового церковного года. Каждый год Церковь наставляет своих чад на путь духовного совершенства выверенной веками системой праздников, постов, всем строем своего богослужения – суточного, седмичного (еженедельного) и годового его кругов. Эти три круга богослужения составляют суть церковных праздников и православного календаря.

14 сентября, в День церковного новолетия, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил Божественную литургию в соборе «Белая Троица» г. Твери. Высокопреосвященнейшему владыке сослужили исполняющий обязанности настоятеля Воскресенского кафедрального собора г. Твери иеромонах Агапит (Евдокимов), священник Сергий Губский-Борисов, протодиаконы Роман Соколов и Михаил Мельник, диакон Иоанн Зорин.

За богослужением пел хор храма «Белой Троицы» г. Тверь под руководством регента Ирины Севастиановой.

Смысл Евангельского чтения за богослужением в день церковного Новолетия связан с проповедью Иисуса Христа в Назаретской синагоге о наступлении «лета Господня благоприятного» (Лк. 4:16–22).

В тропаре Индикту (церковному новолетию) поется: Всея твари Содетелю,/ времена и лета во Своей власти положивый,/ благослови венец лета благости Твоея, Господи,/ сохраняя в мире люди и град Твой/ молитвами Богородицы и спаси ны.

После сугубой ектении владыка вознес молитву о прекращении вредоносного поветрия. 

В День индикта владыка обратился со словом напутствия к верующим после Божественной литургии:

«Я сегодня впервые совершил Божественную литургию в очень значимом храме для Твери и Тверской епархии — в соборе “Белая Троица”, который видел на своем веку очень многих людей. Самое главное — людей молящихся, людей, которые приходили в самые трудные годы, и которые изливали свои чаяния, свои просьбы и свои приношения Богу так, как, наверное, мы, люди XXI в. делать не умеем. Когда переступаешь порог храма, это чувствуешь. Мы иногда говорим, что храм намолен, это очень трудно объяснить, но наверное, тот, кто знает, что такое молитва, понимает о чем идет речь. 

Желаю, чтобы молитва, такая же горячая и смиренная, звучала и впредь в этих стенах и чтобы мы научились молиться так, как молились наши предки.

Поздравляю всех причастников с принятием святых Христовых Таин, а всех вас, дорогие братья и сестры, благодарю за то, что вы пришли в нынешний день разделить радость божественного Пира Евхаристии, помолиться в начале нового церковного Индикта, несмотря на наступающую рабочую неделю и рабочий день. Да хранит всех вас Господь».

На Руси Новолетие стало церковно-государственным праздником с 1492 года. И, несмотря на то, что Петр I в 1700 году перенес гражданское празднование Нового года на 1 января, в церковном календаре Новолетие сохранило свою принадлежность к 1/14 сентября. 

***

Собор «Белая Троица» или Троицкая церковь в Затьмачье — самое древнее из сохранившихся каменных зданий и самый старый из действующих храмов Твери.

Храм выстроил в 1564 г. на свои средства Гаврила Андреевич Тушинский. Он принадлежал к числу тех московских купцов, которых переселяли в другие города в XV — начале XVI в. В церкви четыре престола: в холодной части — Святой Троицы и Введения во храм Пресвятой Богородицы, в теплой: южный в честь преподобного Ефрема Новоторжского, северный в честь святителя Арсения Тверского и святой мученицы Татианы. Иконостас храма исследователи датируют XVIII веком.

В храме находится рака с частью мощей (десницей) преподобного Макария, игумена Калязинского, чудотворца (XV век).

До революции храм «Белая Троица» выполнял функции кафедрального собора, когда в Спасо-Преображенском кафедральном соборе проводился ремонт. Троицкий собор никогда не закрывался, несмотря на годы безбожия.

 

Почему Троица «Белая». На первый взгляд по причине белого цвета стен храма. Они оштукатурены и выкрашены белой краской. Но есть и другое объяснение этому названию. Слово «белый» означало «не плативший налогов, свободный от подати». Спустя 8 лет после построения храма Тушинский завещает его и свой двор Троице-Сергиеву монастырю. В XVI веке, во время самого пика опричнины, частыми были дарения, при которых вкладчик сохранял за собою пожизненное владение всей вотчиной или частью её. Вотчина становилась собственностью монастыря, который прикрывал её своим иммунитетом от изъятия опричниками, а вкладчик мог спокойно доживать свой век под защитой монастыря. Таким образом, Белая Троица, как принадлежавшая монастырю, пользовалась всеми привилегиями и была «Обеленной», т.е. не платящей налогов.

Пресс-служба Тверской епархии

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
61680165
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x