В начале церковного пути мы можем остро чувствовать потребность в исповеди, и в то же время не знаем, что же на ней говорить. Это случается тогда, когда по отношению к самим себе мы исходим из ложной предпосылки: «я не хуже других». Приходя на исповедь, очень важно видеть свой грех. Важно помнить, что нашу исповедь принимает Господь, священник же является от Бога установленным совершителем Таинства и нашим помощником в этом деле.
Необходимо проанализировать всю свою жизнь, начиная с семилетнего возраста. Грехи, которые были сделаны вами, можно записать на бумажку. Необходимо помнить, что мы можем быть осуждены не за то, что грешили, а за то, что не каялись. Прийти на исповедь и сказать священнику, что мы «ничего плохого не сделали», это то же самое, что признать — мы безгрешны, а это сродни богохульству. Если мы заглянем в собственное сердце без предвзятости, то увидим, что там гнездится множество страстей и грехов. Хотя и желательно иметь своего духовника, но это вовсе не обязательное условие для истинного покаяния. Покаяние должно быть непринужденным и совершаться по собственной воле.
Опасна для духовной жизни как формальная исповедь, так и излишнее самокопание в своей душе, когда человек начинает казнить и мучить себя по пустякам. Не надо пытаться объяснить что-либо священнику, думать о том, какое мы производим на него впечатление, упоминать оправдывающие обстоятельства и подробности своих грехов. Если человек намеренно умалчивает о каком-либо своем грехе на исповеди, то делает свое духовное состояние еще более тягостным.