Перейти к содержимому

Этот дивный старец и исповедник XX века горячо почитается в самых разных уголках нашего Отечества. Его почитают в Воронеже, где он начинал свое диаконское служение как отец Митрофан, названный так в честь святителя Митрофана Воронежского. Его почитают в Орле, где он провел 7 долгих лет в качестве полкового священника драгунского Татарского полка. Его почитают на Дальнем Востоке, где он провел несколько месяцев, сопровождая своих подопечных солдат во время Русско-Японской войны. Наконец, его почитают по всей России как одного из основателей и духовного наставника известной Марфо-Мариинской обители в Москве. Вместе с Великой княгиней Елизаветой Феодоровной преподобный Сергий в начале XX века разработал и внедрил в жизнь Устав этого удивительного монастыря, сестры которого все свои силы отдавали для служения ближнему. Его духовные наставления и истинная любовь к людям вдохновляла сестер обители на самоотверженную заботу о нищих, убогих и больных, которые обращались к ним за помощью.

После революции 1917 года Великая княгиня была арестована и очень скоро расстреляна большевиками вместе со всей Царской семьей. Несмотря на многочисленные угрозы и попытки разграбления, Преподобный Сергий с сестрами не оставляли монастыря и своего служения простому народу. Они неуклонно следовали заповедям Господа и руководству Святейшего Патриарха Тихона. Однако в итоге монастырь был закрыт,  а сам преподобный прошел через несколько арестов и ссылок на Крайний Север.

Будучи уже преклонного возраста, но непреклонной воли, преподобноисповедник Сергий в самых тяжелых испытаниях, выпавших на его долю, не переставал прославлять Бога и молиться о своих обидчиках. Удивительным образом он остался жив после ссылки в Северный Край, где погибло очень много более молодых и крепких заключенных. Таким образом Сам Господь явил в этом святом Свою Божественную крепость и силу!

 

В левом притворе Воскресенского собора Вы можете поклониться одной из главных святынь Тверской земли. Здесь, под сенью, покоятся мощи преподобноисповедника, архимандрита Сергия Сребрянского.

Последние годы жизни преподобный Сергий провел в пределах Тверской земли, в селе Владычня. Согласно свидетельствам очевидцев, он обладал даром духовной мудрости, кротости и особой силой молитвы. Так, во время Великой Отечественной войны, когда немцы захватили Тверь, во Владычне расположилась воинская часть. Там предполагался  большой бой и офицеры предлагали жителям уйти подальше от передовых позиций. Многие ушли, и лишь отец Сергий и несколько монахинь остались. И вот, каждый день над расположением воинской части летали немецкие самолеты, но ни разу ни одна бомба не упала ни на храм, ни на село. Это было отмечено и самими военными, которые в разговорах свидетельствовали, что село явно находится под молитвенной защитой. Еще больше чудес стало происходить после блаженной кончины святого в 1948 году. Спустя десятилетия, в 1999 году дивный старец был прославлен в лике тверских святых, а в 2000 году его мощи были обретены и перенесены в наш кафедральный собор для всеобщего поклонения.

Здесь преподобный Сергий пребывает со всеми нами не только телом своим, но и духом. И все прихожане, непрестанно обращаясь к нему с просьбами, получают ответ на свои молитвы. Здесь же, в этом притворе, находится и икона Великой княгини Елисаветы с частицей ее святых мощей, которая была привезена специально со Святой Земли. Таким образом Господь прославляет Свои святых и являет нам их дивное единомыслие не только при жизни, но и по смерти.

Рака с частицей мощей прп. Макария Калязинского в соборе «Белая Троица» г. Твери

В миру Матфей, родился в 1400 году в селе Грибково (Кожино) близ города Кашина в семье боярина Василия Кожи. Его родной брат, Григорий, в монашестве Геннадий, в 1461 г. стал Тверским епископом.

От юности он стремился к монашеству, но по воле родителей женился. Через год скончались его родители, а еще через три года преставилась и его супруга Елена. Не имея ничего, что привязывало бы его к прежней жизни, Матфей постригся в иноки в Николаевском Клобуковском монастыре. 

Из любви к уединению он оставил городскую обитель и вместе с 7 иноками нашел место в 18 верстах от Кашина между двумя озерами вблизи Волги. Здесь преподобный водрузил крест и основал уединенную пустынь. Боярин Иван Коляга, которому принадлежали близлежащие земли, стал опасаться, что возникнет иноческая обитель, которая начнет обрабатывать пустоши. Враг спасения посеял в боярине такую злобу и ненависть к преподобному, что он решил убить святого. Но неожиданно его свалила тяжелая болезнь. Страх близкой смерти пробудил в боярине раскаяние. Больной Коляга велел нести себя к преподобному и у его ног поведал о своем злом намерении и просил прощения. «Бог простит тебя», — ответил смиренный подвижник. Желая загладить грех и стремясь помочь преподобному, боярин отдал возникшей пустыни свои земли. Иноки воздвигли храм во Имя Пресвятой Троицы. Распространившаяся молва об обращении боярина Коляги привела к преподобному многих, жаждавших спасения. Надо было избрать игумена. Преподобному Макарию было тогда уже не менее 53 лет, но он считал себя недостойным этого сана и просил каждого из пришедших с ним старцев принять на себя священство и игуменство. Лишь уступая общему желанию, преподобный был посвящен во игумена Тверским епископом Моисеем.

К первому служению алтарю Божию новый игумен готовился долгой уединенной молитвой, а потом приобщил всех братий Святых Таин. В сане игумена преподобный Макарий трудился наравне со всеми иноками. Впоследствии в Калязинском монастыре хранились 2 потира, дискос и 2 блюда, сделанные преподобным Макарием на токарном станке. Он наставлял не только иноков, но и приходивших в обитель мирских людей, равно относясь как к знатным, так и к простым. Несмотря на свое происхождение и звание игумена, преподобный носил худую, покрытую заплатами одежду. В обращении и всем укладе жизни преподобный Макарий был так прост, что высокомерный еретик, князь-инок Вассиан, глумясь, называл его «калязинским мужиком». Сам преподобный больше любил слышать о себе насмешки, чем похвалы. Он часто ходил по безмолвным местам, чтобы наслаждаться желанным одиночеством на природе. Дикие звери, чувствуя его кротость, иногда принимали от него пищу.

Духовный облик преподобного Макария был близок к духовному облику его современника, преподобного Пафнутия Боровского (+ 1477). Не случайно ученик святого Пафнутия преподобный Иосиф Волоцкий в 1478 году посетил преподобного Макария и записал его рассказ о себе:

«Когда пришел я на это место, — говорил преподобный Макарий Калязинский, — пришли со мной семь старцев от монастыря Клобуковского. Они были так совершенны в добродетелях, посте и иноческой жизни, что все братья приходили к ним принимать поучения и пользу. Они же всех просвещали и учили полезному: живущих в добродетелях утверждали, а уклонявшихся в бесчинство удерживали запрещением и не попускали следовать своей воле».

Смиренный игумен молчал лишь о своих подвигах. Но они не укрылись от проницательного преподобного Иосифа. Провидя святость игумена, он называл его блаженным и так отозвался о жизни монастыря: 

«Такое благоговение и благочиние были в том монастыре, ибо все творилось согласно с отеческими и общежительными преданиями, что даже великий старец Митрофан (Бывальцев) дивился. Он тогда пришел от Святой Горы Афонской, где прожил 9 лет, и говорил братии: «Напрасно и без успеха прошел я такой путь во Святую Гору мимо Калязинского монастыря. Ибо могут спастись живущие в нем: здесь все творится подобно тому, как в киновиях (общежительных монастырях) Святой Горы».

С тех пор, как преподобный Макарий поселился в пустыни, он не изменял своего строгого правила до глубокой старости. Уже при жизни преподобный неоднократно исцелил расслабленных и бесноватых. Преемником епископа Моисея по кафедре был родной брат преподобного Макария епископ Геннадий (Кожин) (1460-1477). Прославился святостью племянник преподобного Макария — преподобный Паисий Угличский (+ 1504). В Калязинском монастыре хранился сборник слов святителя Григория Богослова, переписанный им.

Скончался 17 марта 1483 года. По кончине на нем нашли тяжелые вериги, о которых до этого ничего не знали.

Нетленные мощи преподобного Макария были обретены 26 мая 1521 года. Купец из города Дмитрова, Михаил Воронков, пожертвовал средства на строительство каменной церкви, вместо обветшавшей деревянной, в Калязинском монастыре. Игумен монастыря Иоасаф водрузил крест на месте, предназначенном для алтаря, и благословил копать рвы под фундамент. Во время работ был обретен неразрушившийся гроб, от которого исходило благоухание. Игумен Иоасаф тотчас узнал гроб основателя монастыря, преподобного Макария. Братия монастыря и множество собравшегося народа совершили панихиду над перенесенным ко храму гробом. С этого дня у нетленных мощей святого стали совершаться исцеления. Об этом было сообщено Московскому митрополиту Даниилу (1522 — 1539), который созвал в Москве Собор и, подробно рассмотрев свидетельства о святости преподобного Макария, установил празднование новоявленному святому. Мощи были торжественно перенесены в храм во Имя Святой Троицы. Феодосием из Твери была составлена служба на обретение мощей. До 1547 года почитание святого Макария совершалось только в его обители. Общецерковное прославление святого Русской Церковью последовало на Московском Соборе в 1547 году.

В Калязин к преподобному ходили пешком простые люди, ездили цари: в 1553 году обитель посетил царь Иоанн Грозный, в 1599 — Борис Годунов с супругой и детьми прибыл испросить у преподобного Макария благословение на вступление дочери Ксении в брак. Тогда царственными богомольцами была устроена серебряная рака, куда были переложены честные мощи святого.

В 1700 году для мощей благочестивыми жертвователями была устроена новая серебряная рака, в коей угодник Божий почивал вплоть до закрытия монастыря советской властью. По его разграблении в 1930-е годы мощи перевезли в Тверь, а в 2012 г. мощи были возвращены на место подвигов святого в г. Калязин.

61680165