Перейти к содержимому

Похвала Пресвятой Богородицы

31 марта, накануне праздника Похвалы Божией Матери, субботы Акафиста, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил утреню с пением канона и акафиста Божией Матери в Воскресенском соборе Твери. 

Эта служба Пресвятой Богородице совершается раз в год. Акафистное пение делится на четыре части. Мы молимся Богородице и посвящаем только Ей свое богослужение. 

Мы молимся Царице Небесной, чтобы Она умолила Своего Божественного Сына, дабы нам оставаться до конца верными Ему и Его Святой Церкви, и чтобы Она приняла Свое материнское участие в судьбе нашего народа, который переживает сегодня весьма непростые времена, и помогла нам сохраниться в мире. 

Акафист состоит из 12 икосов, или хвалебных строф, с восклицанием Богородице «Радуйся», и 12 кондаков, завершающихся пением «Аллилуйя». На богослужении акафист делится на четыре части — по 3 кондака и 3 икоса. Для чтения частей акафиста священнослужители выходят через Царские врата и встают перед помещенной в центре храма иконой Божией Матери.

Архипастырь с духовенством и народом исполнили нараспев акафист Божией Матери, завершая пением «Взбранной Воеводе» каждую часть акафиста, а также пропели все песни канона Богородицы.

По окончании чтения акафиста митрополит обратился к молящимся с проповедью

Мы можем заметить, что в богослужениях нашей Церкви, исполняемых по Типикону, чтение акафиста происходит всего лишь раз в году, в этот день. Конечно, мы поем акафисты и в другие дни, внося в богослужебную традицию некоторые новые элементы. Но по церковному богослужебному уставу акафист поется только в этот день — в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы.

Мы уже довольно близко подошли к времени, когда будем вспоминать Страсти Христовы, время, лишенное как будто бы всякой радости. И вот, не доходя до Голгофы совсем немного, мы совершаем столь радостное богослужение, что много-много раз происходит радостное восклицание, обращенное к Пресвятой Деве: «Радуйся!». Этот день наполнен радостью, он — будто бы островок радости в море смятения, наш оазис для отдохновения в путешествии по дороге Великого поста. Скоро, буквально через шесть дней, мы услышим то же восклицание, обращенное к Деве, из уст Архангела Гавриила. Именно он и стал в некотором смысле соавтором преподобного Романа Сладкопевца, придав акафисту особенную форму радости.

На сугубой ектении после Великого славословия были произнесены особые прошения о гонимых архипастырях, братии Киево-Печерской лавры, монашествующих, пастырях и мирянах Украинской Православной Церкви. 

По окончании чтения первого часа хор духовенства пропел «Взбранной Воеводе».

Акафист Пресвятой Богородице «Взбранной Воеводе, победительная…» стал началом новой гимнографической традиции в VI–VII веках. Это единственный акафист, который вписан в богослужебный устав и включен в церковную службу. На протяжении всего акафиста благозвучно повторяются слова Архангельского приветствия Приснодеве Марии: «Радуйся!».

Справочная информация:

За богослужением митрополиту Тверскому и Кашинскому Амвросию сослужили: протоиерей Павел Сорочинский, иеромонах Агапит (Евдокимов), архимандрит Сергий (Швырков), протоиерей Вадим (Желябовский), священник Иоанн Березюк, священник Сергий Будков, священник Максим Луканов, священник Сергий Дроздов, священник Антоний Пласичук, священник Иоанн Глазунов (ставленник Бежецкой епархии, проходящий в соборе сорокоуст), диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов, протодиакон Михаил Мельник, диакон Михаил Быков, диакон Николай Кувшинов, иеродиакон Антоний (Шкурметов). 

Богослужебные песнопения исполнил хор собора под руководством Татьяны Дмитришиной. 

***

Акафист Пресвятой Богородице — хвалебный гимн в честь Пресвятой Девы Марии, сочиненный в Византии, по разным предположениям, в период между V и VII веками или, во всяком случае, в ранневизантийскую эпоху. Авторами могли быть преподобный Роман Сладкопевец (VI век), Георгий Писидийский (VII век), патриарх Сергий (VII век) и др. Греческое слово «Акафистос» означает буквально «неседален», т.е. песнь, во время которой не сидят, что указывает на ее изначальное богослужебное применение. Однако термин «акафист» далеко не сразу стал обозначением гимнографического богослужебного жанра (подобно тропарю, стихире, канону и т.п.). Произошло это после того, как по образцу и в подражание первого и долгое время единственного в своем роде «Акафиста Пресвятой Богородице» стали сочинять другие, повторяющие его формальную структуру гимны, которые также стали называть акафистами, — Господу Иисусу Христу, Божией Матери в связи с различными Ее иконами и праздниками, а также святым, — весьма различные по своей богословской и поэтической ценности. Особенно акафистное творчество развилось во II христианском тысячелетии, в том числе в православной России, сохраняя свое значение и доныне.

В современной богослужебной жизни Православной Церкви византийский Акафист Пресвятой Богородице продолжает занимать пер­венствующее и исключительное положение, о чëм свидетельствует тот факт, что он, единственный из всех акафистов, вписан в богослужебный устав. Его твердое место — в Постной Триоди, на утрене субботы пятой седмицы Великого поста, в связи с чем эта суббота называется «Суббота Акафиста» или «Похвала Пресвятой Богородицы».

Пресс-служба Тверской епархии

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
61680165
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x